ЭПОХА ПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРА I
Александр I |
Правление Александра I (1801-1825 гг.)
12 марта 1801 г . в результате дворцового
переворота на престол вступил Александр I . В детстве Александр был
отнят у родителей и воспитывался своей бабкой - Екатериной Великой.
Императрица назначила воспитателем царевича швейцарского дворянина Ф.
Лагарпа, который оказал огромное влияние на формирование либеральных
воззрений будущего самодержца. Пытаясь приспособиться к противостоянию
Екатерины II и своего отца, Александр Павлович вынужден был лавировать
между двумя противоборствующими группировками, что повлияло на
формирование таких качеств его характера, как хитрость,
проницательность, осторожность и двуличность. Тот факт, что Александр I
знал о готовящемся заговоре против императора Павла I , но в силу
слабости и жажды власти не смог предотвратить убийство отца,
способствовал развитию у него мнительности и недоверия к окружающим.
Либеральные реформы 1801-1815 гг.
Став императором, Александр I в полной мере проявил
себя как осторожный, гибкий и дальновидный политический деятель, крайне
осмотрительный в своей реформаторской деятельности.
Первые шаги нового императора оправдали надежды
российского дворянства и свидетельствовали о разрыве с политикой
императора Павла и возвращении к преобразовательной деятельности
Екатерины Великой. Александром I были возвращены опальные дворяне, были
сняты ограничения на торговлю с Англией, отменен запрет на ввоз книг
из-за границы. Также император подтвердил привилегии дворянам и городам,
указанные в екатерининских Жалованных грамотах.
В то же время Александр I с целью разработки либеральных реформ государственного устройства создал Негласный комитет (май 1801 - ноябрь 1803 г .), в
который входили: П. Строганов, А. Чарторыйский, В. Кочубей и Н.
Новосильцев. Негласный комитет не являлся официальным государственным
учреждением, а был совещательным органом при государе. Основными
вопросами, обсуждавшимися на заседаниях Негласного комитета, стали
реформы государственного аппарата в сторону ограничения самодержавия,
крестьянский вопрос и система образования.
Результатом деятельности Негласного комитета стана реформа высших государственных органов. 8
сентября 1802 г . был издан Манифест, по которому вместо коллегий были
учреждены министерства: военное, военно-морское, иностранных дел,
внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции, а
также Государственное казначейство на правах министерства.
В решении крестьянского вопроса, обсуждаемого
в Негласном комитете, Александр I был крайне осторожен. Император
считал крепостничество источником социальной напряженности, но был
убежден, что общество не готово к радикальным реформам. 20 февраля 1803 г
. был издан указ о «вольных хлебопашцах», который предоставлял
помещикам возможность освобождать крестьян с землей за выкуп. Указ
носил рекомендательный характер и не пользовался большой популярностью у
помещиков: за весь период царствования Александра I в разряд «вольных
хлебопашцев» перешло менее 0,5% крепостных.
С осени 1803 г . значение Негласного комитета стало
падать, а его место занял Комитет министров. Для продолжения
преобразований Александру I нужны были новые люди, преданные лично ему.
Новый виток реформ был связан с именем М. Сперанского. Александр
Г сделал Сперанского своим основным советником и помощником. К 1809 г .
Сперанский по поручению императора подготовил план государственных
преобразований под названием «Введение к уложению государственных
законов». Согласно этому плану необходимо было осуществить принцип
разделения властей (законодательные функции сосредоточивались в руках
Государственной Думы, судебные - в руках Сената, исполнительные - у
министерств). Все население России по плану М. Сперанского делилось на
три сословия: дворянство, «среднее состояние» (купцы, мещане,
государственные крестьяне) и «народ рабочий» (крепостные крестьяне,
мастеровые, прислуга). Все сословия получали гражданские права, а
дворяне - права политические.
Император одобрил план Сперанского, но не решился
проводить широкомасштабные реформы. Преобразования коснулись
исключительно центральной системы государственного управления: в 1810 г .
был учрежден Государственный совет -законосовещательный орган при
императоре.
В 1810-1811 гг. была закончена реформа системы
министерского управления, начатая еще в 1803 г . Согласно «Общему
учреждению министерств» (1811) было образовано восемь министерств:
иностранных дел, военное, морское, внутренних дел, финансов, полиции,
юстиции и народного просвещения, а также Главное управление почт,
Государственное казначейство и ряд других ведомств. Вводилось строгое
единовластие. Министры, назначаемые царем и подотчетные только ему,
образовали Комитет министров, статус которого как совещательного органа при императоре был определен лишь в 1812 г .
В начале 1811 г . Государственный совет отказался
утвердить проект новых реформ. Стал очевиден провал всего плана
Сперанского. Дворянство отчетливо ощущало угрозу уничтожения крепостного
права, Растущая оппозиция консерваторов приобрела настолько угрожающий
характер, что Александр I был вынужден прекратить преобразования. М. Сперанский был отстранен, а затем сослан.
Таким образом, реформы начала первого периода
царствования Александра I носили весьма ограниченный характер, но они
достаточно упрочили его положение как самодержавного монарха, будучи
результатом компромисса между либеральным и консервативным дворянством.
Консервативный период правления Александра I
Второй период правления императора традиционно
называется в исторической литературе «консервативным», несмотря на то
что в это время были осуществлены такие либеральные преобразования, как
введение польской конституции, предоставление автономии Бессарабии,
облегчение положения крестьян в Прибалтике.
Внешние события 1812-1815 гг. отодвинули внутриполитические проблемы России на второй план. После окончания войны вопрос о конституционных реформах и крепостных отношениях вновь
оказался в центре внимания общества и самого императора. Был разработан
проект Конституции для польских земель, входивших в состав России. Эта
конституция стала своего рода пробным шагом, экспериментом, который
должен был предшествовать введению конституции в России.
В ноябре 1815г. польская конституция была
утверждена. В ней сохранялась монархия, но предусматривалось создание
двухпалатного парламента (сейма). Правительство должно было быть
ответственно перед сеймом, также гарантировались свобода печати,
равенство всех сословий перед законом, неприкосновенность личности. А на
открытии сейма в 1818 г . в речи Александра I фактически прозвучало
обещание ввести конституцию и в России. В марте 1818 г . император
поручил группе своих советников во главе с Н. Новосильцевым разработать
конституцию для России. Конституция была разработана, но так и не была
реализована - Александр I не решился идти на прямую конфронтацию с
оппозицией.
В апреле 1818 г . Александром I было предоставлено автономное управление Бессарабии. Согласно
«Уставу образования Бессарабской области» высшая законодательная и
исполнительная власть передавалась Верховному совету, часть которого
избиралась от дворянства. Еще в 1804 г . было утверждено «Положение о лифляндских крестьянах», по
которому запрещались продажа крепостных без земли, фиксированная
повинность, освобождавшая крестьян от рекрутской повинности. В мае 1816 г
. император подписал «Положение об эстляндских крестьянах», по
которому они получали личную свободу, но вся земля оставалась в
собственности помещиков. Крестьяне могли брать землю в аренду, а позже и
выкупать ее. В 1817 г . «Положение» было распространено на Курляндию и
на Лифляндию (1819).
Однако из-за оппозиционных настроений дворянства,
не желавшего расставаться со своими привилегиями, реформаторские
намерения Александра I сменяются откровенно реакционным курсом. В 1820 г
. Государственный совет отверг предложенный царем законопроект о
запрещении продажи крепостных без земли. Кроме того, волна европейских
революций 1820-1821 гг. и восстания в армии убедили его в
несвоевременности преобразований. В последние годы своего царствования
Александр I мало занимался внутренними делами, уделяя основное внимание
проблемам Священного союза, который стал оплотом европейских монархов
против освободительных и национальных движений. Именно в это время
усилилось влияние А. Аракчеева, по имени которого установившийся в
стране режим получил название «аракчеевщина» (1815-1825). Ее
ярчайшим проявлением стало создание в 1820 г . военной полиции, усиление
цензуры, запрещение в 1822 г . деятельности тайных обществ и масонских
лож в России, восстановление в 1822 г . права помещиков ссылать крестьян
в Сибирь. Показательным было создание «военных поселений», в которых
под жесточайшей регламентацией и контролем крестьяне несли одновременно с
земледельческой повинностью военную службу.
Таким образом, либеральные проекты реформ об отмене
крепостного права и предоставлении России конституции не были
осуществлены из-за нежелания преобразований подавляющей массы
дворянства. Не получив поддержки, реформы не могли быть проведены.
Опасаясь нового дворцового переворота, Александр I не мог идти наперекор
первому сословию.
В ноябре 1825 г . император неожиданно скончался в
Таганроге (по другой версии - он тайно ушел в монастырь). Второй сын
Павла I , брат Александра I - Константин в 1822 г . отказался от
правления. Составленный в 1823 г . Манифест, в котором преемником был
назначен третий сын Павла - Николай, хранился в тайне от наследника. В
результате в 1825 г . возникла ситуация междуцарствия.
Источник: http://russia.iratta.com/03.php
Здравствуйте. Я владелец источника и автор данного текста - пожалуйста, сделайте ссылку гиперактивной.
ОтветитьУдалить