Одна из величайших русофобских фальшивок имеет увлекательнейшую историю, детали которой, к сожалению, мало известны вне узкого круга специалистов. Завещание Петра первого стоит особняком среди документов, использующихся хулителями России для оправдания своих взглядов. Во-первых, этот темная история с настоящим завещанием Петра («Оставьте всё…») породила массу слухов, позволивших авторам «Завещания» играть на жажде обывателя к обладанию тайнами сильных мира сего, а уж тем более тайнами такой неординарной личности как Петр Великий. Во-вторых, «Завещание» использовалось в любых случаях, когда наличествовала необходимость заклеймить «русского агрессора», вне зависимости от того, кто был осуждающим – советники Трумэна, британские историки или чиновники министерства пропаганды Третьего Рейха.
В конце декабря 1812 года британский генерал при штабе русских войск сэр Роберт Вильсон отмечал в своем дневнике, что в Вильно находят множество копий книги Des progress de la puissance russe depuis son origine jusqu’au commencement du XIX siecle, причем находят как среди оставленного армейского имущества, так и на вилле, занимаемой до подхода русских министром иностранных дел Империи Мааре, герцогом Бассано. Книга эта, писал сэр Вильсон, написана под прямым надзором французского правительства и Наполеон все свои действия оправдывал именно ею. Данный факт не помешал сэру Вильсону спустя пять лет после событий в Вильно написать нашумевшую алармистскую книгу, но именно Des progress… легла в основу истории о завещании Петра.
По заказу МИД
«Des progress» не была единственной книгой, напечатанной в Париже и направленной против России. С начала 19-го века, за исключением мирного сосуществования 1807-1812 годов, французские публицисты по «указанию свыше» или по собственной инициативе вели активную пропаганду против «русских варваров».
Одним из опубликованных перед «грозой 12-го года» трудов, стала вышедшая в 1811-м и в 1812-м году книга «De la politique et des progress de la puissance russe depuis son origine jusqu’au commencement du XIX siecle» авторства некоего L.M. Следует упомянуть, что вообще-то, вопреки мнению многих историков, эта книга была издана в первый раз в 1807 году, непосредственно перед заключением Тильзитского мира, и потому не получила тогда широкой известности. В 1811-м году, однако, дело обстояло иначе – обывателя надо было ознакомить с кошмарами русской оккупации и подталкивать к мысли о благе французского вторжения. Книга пришлась как раз кстати, ведь в ней автор описывал ужасающую картину – на границах Европы стояла огромная армия азиатов и варваров, управляемая полувестернизированной элитой, которая уже более столетия вела политику завоевания Европы. Русские - угроза всей Европе, но победоносные французские армии принесут свободу угнетенным и заставят Россию расторгнуть союз с Альбионом. Казалось бы, ничего экстраординарного в книге не было, и большая часть её содержания, действительно канула в лету. Но часть книги задержалась в истории более, чем на сто лет – так называемые «14 пунктов» Петра. Согласно им, Россия должна была:
- изучать обычаи Европы;
- поддерживать состояния повышенной боевой готовности;
- продвигаться на север к Балтике и на юг к Черному морю;
- подталкивать Англию, Данию и Банденбург против Швеции;
- вместе с Австрией воевать против Порты с целью завоевания Россией Константинополя;
- поддерживать анархию в Речи Посполитой;
- заключить торговый договор с Англией для облегчения продвижения к Черному морю;
- спровоцировать войну с Персией, повергнуть её и утвердиться на берегах Персидского Залива и Леванта;
- вмешиваться во все германские споры;
- подстрекать германские государства против Австрии, чтобы в результате захватить Венгрию;
- женить будущих царей на германских невестах;
Провозгласить себя защитником православных в Речи Посполитой, Венгрии и Оттоманской Империи с целью дальнейшего подчинения этих держав;
- поссорить парижский и венский дворы с целью их взаимоуничтожения;
- в виде военной помощи одной из держав направить в Европу «азиатские орды», которые разорят Италию, Испанию и Францию, поработят и угонят их население в Сибирь.
Вот такой вот план, результатом которого должно было стать глобальное доминирование «азиатских варваров». Автор, правда, оговаривался, что это всего лишь краткое описание плана, текста у него нет, но что его уверили благонадежные лица, что «всё упрятано в царских архивах».
Загадочным автором, L.M., оказался 33-летний публицист Шарль Луи Лезюр, сотрудник французского министерства иностранных дел, по-видимому, специально уполномоченный министерством на написание такой книги (так же, как он был чуть позже уполномочен на написание «Истории казаков»). Его книга, повторюсь, изначально не имела большого успеха – в 1807-м году издание было отозвано по причине того, что из врага Россия превращалась в союзника, в 1811-м году в Европе доверие к французской пропаганде было на довольно низком уровне. А в 1815-м году союзники окончательно разобрались с наследием Наполеона на Венском Конгрессе и, казалось бы, пропаганда ведомства Талейрана навсегда перешла в разряд истории.
Разоблачение и новые претенденты на авторство
Завещание изначально породило массу скептических слухов – ведь оригинала никто не видел. Но, учитывая отношение прогрессивной общественности к России, никто особо и не озаботился доказательной базой. Парадоксально, но факт – несмотря на наличие многочисленных скептиков, в европейском обществе середины 19-го века возобладало мнение «даже если всё и неправда, то разве этот документ не подтверждается всей логикой хода истории?». Так считал Мицкевич, так считали американские журналисты, так писал в своей «Истории России» (1854 год) Уолтер Келли.
Однако Крымская война, когда ясно проступила опасность безмолвия касательно «завещания», стала переломным моментом для длинной череды исследований документа, кульминацией которых стала публикация Е.Н. Даниловой в 1946-м году.
В 1859-м году была сделана первая попытка научно подойти к проблеме. Георг Бергхольц, рижский библиотекарь опубликовал в « Baltische Monatsschrift » статью, посвященную завещанию. Автор исходил из принципа «кому выгодно» и на основании этого приходил к выводам, что завещание – подделка, написанная самим Наполеоном. Впоследствии, в 1863 году он же издал (видимо, на правительственные средства) в Брюсселе брошюру «Наполеон I – автор завещания Петра». После этого подобные брошюры издавались в 1872 и 1877 годах. Бергхольц в них «вызывал» на бой сторонников аутентичности завещания, требуя показать ему оригинал его. Никто не вызвался.
В 1877-м году С.Н. Шубинский предложил в своем очерке «Мнимое завещание Петра Великого» альтернативного автора – шевалье де Эон, записки которого потом были использованы Лезюром и Гальярде.
В 1879-м году в берлинских архивах был найден чрезвычайно интересный документ. В меморандуме польского генерала Михала Сокольницкого, составленный в 1797 году под названием «Resume du Plan de l'aggrandissement de la Russie et de l'asservissement de l'Europe trace par Pierre I», автор пытался реализовать идею создания польского легиона во Франции и расписывал ужасы русского завоевания, которое легион должен будет остановить. В 41-м номере берлинского Historische Zeitschrift за 1879 год, историк Гарри Бреслау, проанализировав текст найденного документа, пришел к выводу, что именно он является источником для дальнейших изысканий Лезюра и Гальярде.
В результате уже этих исследований слава «завещания» значительно померкла, и оно было вытянуто английской прессой только в период русско-турецкой войны 1877-1878 года, да и то без большого резонанса (хотя следует отметить, что в литературе по «индийскому вопросу» многие британские аналитики ещё долго вспоминали о завещании, хотя скорее как о «кратком конспекте философии русской дипломатии», а не как о конкретном документе).
И хотя известный русофоб Уркварт в 1836-м году, и один из ведущих британских аналитиков индийского вопроса Генри Роулинсон в 1875-м писали о «завещании» как о чем-то понятном, после беседы британского посла с Алескандром II в ноябре 1876 года, когда послу было дано понять, что «завещание» есть полная выдумка, вопрос перешел в разряд не стоящих обсуждения.
Но каким образом генерал Сокольницкий стал обладателем такого завещания? Неужели ему удалось заполучить его копию? Оказывается, что всё было гораздо запутаннее. Тезка генерала, Михал Сокольницкий, проведя в 1912-м году исследования в архиве МИД Франции, обнаружил копию документа, написанного генералом Сокольницким, в котором речь идет о том, что во время варшавского восстания 1794 года он среди прочих документов обнаружил план Петра I по покорению Европы. Но, сетовал генерал, времени не было и он смог только ухватить основные пункты плана и «отпечатать» их в памяти, чтобы потом написать вышеупомянутое резюме дьявольского замысла. Короче говоря – концы в воду. Или нет?
Завещание
Во имя святой и нераздельной Троицы, мы, Петр, император и самодержец всероссийский, всем нашим потомкам и преемникам на престоле и правительству русской нации.
I
Поддерживать русский народ в состоянии непрерывной войны, чтобы солдат был закален в бою и не знал отдыха: оставлять его в покое только для улучшения финансов государства, для переустройства армии и для того, чтобы выждать удобное для нападения время. Таким образом, пользоваться миром для войны и войною для мира в интересах расширения пределов и возрастающего благоденствия России.
II
Вызывать всевозможными средствами из наиболее просвещенных стран военачальников во время войны и ученых во время мира для того, чтобы русский народ мог воспользоваться выгодами других стран, ничего не теряя из своих собственных.
III
При всяком случае вмешиваться в дела и распри Европы, особенно Германии, которая, как ближайшая, представляет более непосредственный интерес.
IV
Разделять Польшу, поддерживая в ней смуты и постоянные раздоры, сильных привлекать на свою сторону золотом, влиять на сеймы, подкупать их для того, чтобы иметь влияние на выборы королей, проводить на этих выборах своих сторонников, оказывать им покровительство, вводить туда русские войска и временно оставлять их там, пока не представится случая оставить их там окончательно. Если же соседние государства станут создавать затруднения, то их успокаивать временным раздроблением страны, пока нельзя будет отобрать назад то, что было им дано.
V
Делать возможно большие захваты у Швеции и искусно вызывать с ее стороны нападения, абы иметь предлог к ее покорению. Для этого изолировать ее от Дании и Данию от Швеции и заботливо поддерживать между ними соперничество.
VI
В супруги к русским великим князьям избирать германских принцесс для того, чтобы умножать родственные союзы, сближать интересы и, увеличивая в Германии наше влияние, тем самым привязать ее к нашему делу.
VII
Преимущественно добиваться союза с Англией в видах торговли, ибо это именно та держава, которая для своего флота наиболее нуждается в нас и которая может быть наиболее полезною для нашего флота. Обменивать наш лес и другие произведения на ее золото и установить между ею и нашими торговцами и моряками постоянные сношения, которые приучат наших к торговле и мореплаванию.
VIII
Неустанно расширять свои пределы к северу и к югу, вдоль Черного моря.
IX
Возможно ближе придвигаться к Константинополю и Индии. обладающий ими будет обладателем мира. С этой целью возбуждать постоянные войны то против турок, то против персов, основывать верфи на Черном море, мало-помалу овладевать как этим морем, так и Балтийским, ибо то и другое необходимо для успеха плана - устроить падение Персии, проникнуть до Персидского залива, восстановить, если возможно, древнюю торговлю Леванта через Сирию и достигнуть Индии, как мирового складочного пункта. По овладении ею можно обойтись и без английского золота.
X
Заискивать и старательно поддерживать союз с Австрией, поощрять для виду ее замыслы о будущем господстве над Германией а втайне возбуждать против нее недоброжелательство в государях.
Стараться, чтобы те или другие обращались за помощью к России, и установить над страною нечто вроде покровительства с целью подготовления будущего господства над нею.
XI
Заинтересовать Австрийский дом в изгнании турок из Европы, а по овладении Константинополем нейтрализовать его зависть, или возбудив против него войну, или дав ему часть из завоеванного, с тем чтобы позднее отобрать это назад.
XII
Привлечь на свою сторону и соединить вокруг себя всех грековосточных отщепенцев или схизматиков, распространенных в Венгрии, Турции и южной Польше, сделать их средоточением и опорою и предуготовить всеобщее преобладание над ними посредством установления как бы духовного главенства: будет столько друзей, сколько окажется у каждого врагов.
XII
Когда Швеция будет раздроблена, Персия побеждена, Польша похоронена, Турция завоевана, армии соединены, Черное и Балтийской моря охраняемы нашими кораблями, тогда надлежит под великою тайною предложить сперва Версальскому договору, а потом Венскому, разделить власть над Вселенною. Если который-либо из них, обольщаемый честолюбием и самолюбием, примет это предложение -- что неминуемо и случится, - то употребить его на погибель другого, а потом уничтожить и уцелевшего, начав с ним борьбу, в исходе которой сомневаться уже будет нельзя, ибо Россия в то время уже будет обладать всем Востоком и большей частью Европы.
XIV
Если паче чаяния тот и другой откажутся от предложения России, то надлежит искусно возжечь между ними распрю и истощить их во взаимной борьбе Тогда Россия, воспользовавшись решительной минутою, должна устремить свои заранее собранные войска на Германию и одновременно с этим выслать два значительных флота, один из Азовского моря, другой из Архангельска, с своими азиатскими ордами, под прикрытием вооруженных флотов Черноморского и Балтийского. Выйдя в Средиземное море и океан, они наводнят с одной стороны Францию, с другой Германию, и когда обе эти страны будут побеждены, то остальная Европа уже легко и без всякого сопротивления попадет под него.
Так можно и должно покорить Европу".
Читать дальше...
Комментариев нет:
Отправить комментарий