суббота, 23 марта 2013 г.

Английская морская блокада в Первой мировой войне


Значение морской блокады в Первой мировой войне трудно недооценить. Блокада применялась практически всеми воющими сторонами, хотя в наибольших масштабах она применялась против блока Центральных держав. Не следует забывать и о том, что фактически блокаде подверглась и Российская империя.

Морская блокада - одно из средств ведения морской войны, заключающееся в преграждении военно-морскими силами одного из воюющих государств доступа с моря к побережью, принадлежащему другому либо контролируемому им, с целью прервать морское сообщение и дезорганизовать морскую торговлю. Морская блокада может распространяться на побережье или всю страну и в этом случае - на открытое море или даже нейтральные страны.

Оценки морской блокады в отечественной и зарубежной историографии различны - от признания блокады решающим орудием войны до мнения о том, что она нанесла лишь некоторый экономический ущерб Германии. Автор присоединяется к первой точке зрения на основании того, что Первая мировая война покачала невозможность добиться победы традиционными для того времени военными методами. Таким образом, оставался лишь путь войны на истощение, одним из основных методов которого и стала блокада.

Блокаду можно расценивать как косвенные действия в области большой стратегии, которым нет возможности эффективно сопротивляться и которые не влекут за собой никакого риска, кроме того, разве что, влияние блокады сказывается не сразу. Эффект усиливался тем больше, чем дольше продолжалась блокада, и к концу 1917 г. центральные державы почувствовали его очень сильно.

Исходя из этого, морскую блокаду в Первой мировой войне следует рассматривать с трех сторон: блокада Антантой Центральных держав, блокада Англии в виде неограниченной подводной войны и блокада Центральными державами России, ставшая последствием ее географического положения.

Характерно, что планы всех принявших участие в войне стран, за исключением Великобритании, не предполагали длительной войны и, следовательно, экономической блокады. Поэтому, в значительной мере, морская блокада стала следствием позиционного тупика, в который попали боевые действия на сухопутных фронтах.

Основными задачами английского флота являлось достижение господства на море со всеми вытекающими отсюда последствиями. Главным средством этого считались линкоры-дредноуты и линейные крейсера, а методами достижения господства —генеральное сражение, к которому германский флот надо было принудить. Ведь германский флот намеревался дать сражение только в своих прибрежных водах, где он мог при неблагоприятных обстоятельствах в любой момент вернуться в базы. Требовалось средство, способное заставить немцев принять бой в условиях численного превосходства англичан.

Также предлагалась дальняя блокада, осуществляемая не менее, чем в 150-200 милях от германских баз - предполагаемой дальности ночного перехода немецких миноносцев и подводных лодок. Предлагалось и осуществление задач флота по методу "fleet in being" («флот оказывает воздействие одним фактом своего существования») а сочетании с "малыми активными операциями" - действиями легких сил. Этим преследовалась цель сохранения главных сил флота к моменту заключения мира для давления, как на побежденного противника, так и на союзников.
Линкор королевского флота HMS «Irresistible», погружающийся после взрыва морской мины в битве у Дарданелл
Блокада была направлена прежде всею на прекращение морской торговли Германии. 

Задача блокады состояла в пресечении не только прямой торговли с Германией, -это было довольно проспим делом при господстве союзников на море, - но и косвенной. В отношении последней сложность заключалась в том, что для обеспечения эффективности блокады следовало направить ее и против нейтральных стран, виднейшее место среди которых занимали Соединенные Штаты Америки, объявившие нейтралитет 14 августа 1914 г.

4 августа 1914 г. британское правительство опубликовало списки товаров, которые были отнесены к контрабанде:

- абсолютная - вооружение, боеприпасы, порох, обмундирование, упряжь, седла, предметы лагерного оборудования, корабли и суда, самолеты и воздухоплавательные аппараты;

- условная - продовольствие, фураж, одежда, ткани, обувь, золото и серебро в монетах и слитках, топливо, смазочные материалы, взрывчатка для невоенных целей, оптическое оборудование и т.д. 

4 февраля 19!5 года англичане еще раз увеличили список контрабандных товаров. Воспользовавшись тем, что Германия объявила подводную войну, Англия в марте 1915 г. приступила к дальнейшему усилению блокады, запретив доступ в германские порты, все товары, направляющиеся в Германию и из нее, были объявлены контрабандой. В феврале 1916 года в Англии даже было создано специальное министерство блокады, которое координировало все блокадные действия. Тогда же появились особые "черные списки", в которые вносились фирмы прямо или косвенно оказывающие содействие Германии. 38 июля в него были внесены 85 американских фирм, что вызвало резкое недовольство в США.

Организацию блокады англичанам значительно облегчала сама география. Главные силы флота, базируясь на Скапа Флоу, контролировали выходы из Северного моря в океан. Кроме того, англичане имели базы в Кромарти, Розайте, Лох Ю, Лох Силли и в других пунктах. Перекрыть Ла-Манш и Дуврский пролив вообще не представляло никаких сложностей.

Отношение нейтральных государств к английской блокаде было неоднозначным.

Американская нота от 26 декабря 1914 г. указывала на раздражение, вызванное в США новым типом блокады, установленной Великобританией, которая негативно воздействовала на законную торговлю между нейтральными странами и дана союзникам благоприятную возможность для закупки припасов для себя по сниженным ценам. Выражалось недовольство в связи с тем, что большое число кораблей с американским грузом, предназначенным для европейских стран были захвачено в открытом море и удерживалось в Британских портах. Правительство США предупреждало, что дальнейшее развитие дел может возбудить в США чувства, противоположные тем, которые так долги имелись между американским и английским народами и считало, что английская блокада должна основываться на неукоснительном соблюдении и положений Лондонской декларации.

Другие нейтральные страны в начальный период войны активно протестовали против английской блокады, считая это прямым нарушением их нейтралитета. Особенно активными на этом поприще были страны Скандинавии и Голландия - неудивительно, так как их интересы действительно страдали от блокады. Но затем позиция этих стран переменилась в пользу заключения соглашений об ограничении торговли, что происходило под сильным нажимом со стороны Англии.

В Германии и Австро-Венгрии английская блокада считалась изначально незаконным мероприятием, направленным, прежде всего, против немецкого народа, а не против ее вооруженных сил Такого же мнения придерживался и представитель русского флота при Гранд Флоте Г.К. фон Шульц.

Лондонская декларация 1909 г., наряду с Гаагскими конвенциями 1899 и 1907 п. достаточно четко определила понятие и содержание блокады в международном праве. Сама блокада, проводимая в соответствии с положениями Лондонской декларации, имела бы чисто военную направленность и фактически не затрагивала гражданское население и экономику блокируемой стороны. В условиях кратковременной войны блокада не могла бы иметь серьезного экономического и политического эффекта и имела скорее декларативное значение.

Начавшаяся Первая мировая война уже в конце 1914 г. стала войной на истощение, в которой решающее значение принимала экономическая блокада той или иной воюющей стороны. Из всех принявших участие в войне стран только Англия изначально предполагала проведение блокады, и, прежде всего - экономической. Это дает нам основания утверждать, что Англия не предполагала кратковременную войну. Скорее наоборот, Англия готовилась к длительной войне, в которой главным ее оружием был флот. Именно поэтому Англия не ратифицировала Лондонскую декларацию 1909 г., так как ее содержание входило в противоречие с имеющимися планами войны.

Германия жестоко страдала от сокращения импорта, хотя он не был прерван в полном объеме. Оккупация Румынии в конце 1916 г. и части территории России в 1915 и 1918 гг. дали Германии значительные продовольственные и сырьевые ресурсы. Однако нехватка продовольствия в тылу решающим образом сказалась на моральном и физическом состоянии гражданского населения, вызвав увеличение смертности, рост болезней, падение производительности труда. Огромные потери стали причиной того, что уже к весне 1918 г. Германия испытывала проблемы с комплектацией армии, что вызвало уменьшение ее численности, в то время как численность войск союзников возрастала. В итоге поражения германской армии, постепенное затухание подводной войны в очень короткий срок привели к осознанию неизбежности окончательного поражения Германии. В ходе войны англичане постепенно отказывались от принятых на себя обязательств следовать положениям Лондонской декларации Блокада ужесточалась. Есть все основания утверждать, что после вступления в войну США блокада стала почти абсолютной. В то же время Германия и ее союзники сохраняли экономические отношения со странами Скандинавии, Голландией и Швейцарией, контролировали ресурсы оккупированных территорий.

Таким образом, проводимую союзниками блокаду Германии следует признать не соответствующей международному праву (Лондонской декларации). Тот факт, что Лондонская декларация не вступила в силу, не меняет положения - ведь сама же Англия первоначально придерживалась ее положений, а другие великие державы ратифицировали ее

Таким образом, английская блокада сыграла важнейшую роль в поражении Германии, хотя и не решающую.
Вельможко А.В. Английская морская блокада в Первой мировой войне / Морское право: актуальные вопросы теории и практики.- Одесса.,2005.- С.201-208.
Читать дальше...

Комментариев нет:

Отправить комментарий