четверг, 28 февраля 2013 г.

Русско-турецкая война 1828-1829 годов

Русско-турецкая война 1828-1829 гг. началась, с одной стороны, в связи с реваншистскими устремлениями турецкого султана в отношении Западной Грузии, а с другой стороны, из-за противоречий России и Турции на Балканах. Балканы находились тогда под крайне тяжелой властью турецкого султана и его вассалов, и поэтому балканские народы всячески стремились к освобождению. Много лет продолжалось греческое восстание. Александр I был скован в отношении помощи Греции принципами Священного союза, но Николай I действовал более активно.
карта действий
Русский царизм в балканской политике преследовал свои цели: установление свободы прохода русских судов через проливы и закрытие доступа военным судам других стран к берегам юга России и Кавказа; усиление своего влияния на Балканах, ослабление зависимости балканских народов от турецкого султана и подчинение их своему влиянию.
Конечно, настоящее освобождение балканских народов из-под власти турецкого султана могло совершиться только революционным путем, но для них имело положительное значение частичное и постепенное ослабление власти турецкого султана и турецких феодалов над ними. Поэтому объективно и политика русского царизма на Балканах способствовала в той или иной мере освобождению балканских народов из-под турецкого гнета.
Царизм встречал на Балканах противодействие не только самой султанской Турции, но и ряда европейских государств, в первую очередь Англии, частично Австрии и Франции, а иногда и Пруссии.
Наиболее активное противодействие оказывало английское буржуазное правительство. В эти годы объектом колониальной экспансии английской буржуазии, наряду с Кавказом, были Турция и Балканы. Английские капиталисты, видя ослабление и нарастающий распад турецкой империи, ставили своей целью захватить Египет, Сирию и даже Стамбул. Но понимая, что открытый захват Стамбула вызовет противодействие других стран, английское правительство стремилось добиться полного подчинения султана своей политике. Кроме того, оно стремилось укрепить свое влияние и среди балканских народов.
Методы действий английской дипломатии были весьма разнообразны. В первые годы царствования Николая I английское правительство решило сдерживать его активность в «восточном вопросе», и в частности на Балканах, путем заключения соглашения о совместном воздействии на Турцию в греческом и ряде других вопросов, касающихся балканских народов. С этой целью в Россию была послана специальная дипломатическая миссия во главе с герцогом Веллингтоном. В результате его переговоров с русским правительством 23 марта (4 апреля) 1826 г. был подписан так называемый Петербургский протокол, подтвержденный позднее Лондонской конвенцией. По Петербургскому протоколу Россия и Англия обязывались совместно добиваться «умиротворения» в Греции на основе предоставления ей автономии. В этих целях они согласились оказать совместное давление на турецкого султана. Английское правительство, заключая это соглашение, по сути дела не хотело идти дальше простой декларации. Николай I поступил иначе. Вскоре после заключения Петербургского соглашения он предъявил Турции ультиматум, в котором потребовал улучшения положения как греков, так и других балканских народов.
В Турции создалось представление, что Николай I имеет во всем поддержку английского правительства, чего на самом деле не было, и султан пошел на уступки. 25 сентября (7 октября) 1826 г. между Турцией и Россией была заключена Аккерманская конвенция, сыгравшая большую роль в судьбе балканских народов. По этой конвенции Турция признавала за Россией право покровительства Молдавии и Валахии (т. е. Румынии) и Сербии; русским купцам дано было право свободного плавания в турецких водах; для Сербии устанавливалась автономия, в Молдавии и Валахии на каждые семь лет избирались управители - господари. Турция признавала переход к России Сухуми, Анаклии, Редут-Кале. Что же касается Греции, то ее положение, несмотря на конвенцию, мало в чем изменилось: Турция по-прежнему вела войну против греков. Греки обратились за помощью к русскому правительству.
8 апреля 1827 г. они выбрали президентом Каподистрию, много лет служившего в России в министерстве иностранных дел. Николай I обратился в соответствии с Петербургским протоколом к Англии с призывом выступить совместно на помощь Греции, а также привлечь к этому Францию. В ходе переговоров Петербургский протокол был заменен Лондонской конвенцией, к которой присоединилась и Франция. Три державы согласились оказать поддержку борьбе греков и предложили свое посредничество между восставшими греками и Турцией. Однако султан отверг посредничество России, Англии и Франции и продолжал истребление греков.
Тогда в ответ на это, по инициативе России, в октябре 1827 г. объединенный флот указанных стран истребил в бухте Наварин турецкий флот. Решающая роль в разгроме турецкого флота в бухте Наварин принадлежала русскому флоту, возглавлявшемуся знаменитым русским флотоводцем адмиралом Лазаревым. После Наваринского сражения Англия и Франция перестали активно выступать против Турции с поддержкой Греции, хотя их послы на время покинули Константинополь. Аккерманскую конвенцию султан расторгнул. Россия перешла к более решительным действиям. Английские агенты стали уговаривать султана не уступать требованиям Николая I. Но временное единство Англии, Франции и России развязало руки Николаю I для активной политики на Балканах. Энгельс говорит: «Теперь стали действовать более решительно, и война с Турцией была предпринята, не вызвав никакого вмешательства со стороны Европы».
Военные действия начались в апреле 1828 г. В мае русская армия двинулась в Дунайские княжества, Паскевич на Кавказе осадил Карс. Русская армия на Балканах подошла к распоженным на Дунае крепостям: Рущук, Варна, Шумла, Силистрия. Она овладела Варной, но осада Щумлы и Силистрии затянулась. На Кавказе у Паскевича дела шли более успешно. Паскевич занял Ахалцыхский, Карский и Баязетский пашалыки, взял Анапу, Сухум-Кале и Поти.
Вновь назначенный командующий русской армией на Балканах И. И. Дибич в мае 1829 г. разбил турецкую армию при Кулевче. Вскоре сдалась Силистрия. Русская армия развила на Балканах стремительное наступление. Дибич доносил Николаю I: «Население Балкан встречает наших храбрецов, как своих освободителей». В августе 1829 г. русскими войсками был занят Адрианополь, и русские войска готовились к продвижению на Константинополь. На Кавказе пал Эрзерум. Дальнейшее продвижение русских войск в глубь Турции могло привести к столкновению с Англией, флот которой был уже наготове. Англия и Франция возобновили в начале 1829 г. дипломатические отношения с Турцией, австрийское правительство еще с осени 1828 г. придвинуло свои войска к восточной границе. Опасаясь дальнейших осложнений, Николай I дал согласие на подписание 2 (14) сентября 1829 г. в Адрианополе мирного договора между Россией и Турцией, по которому к России отходило устье Дуная, побережье Черного моря от устья Кубани до порта святого Николая, Ахалцыхский пашалык с крепостями Ахалкалаки и Ахалцых. Турция уплачивала контрибуцию, турецкие крепости на правом берегу Дуная уничтожались.
По Адрианопольскому договору Россия получила право свободного плавания для всех судов через Босфор и Дарданеллы; подтверждалось также право свободной торговли в Турции для русских подданных. Греция получала право внутренней автономии, подтверждалась автономия Молдавии и Валахии (т. е. Румынии), а также Сербии, принятые Турцией еще по Аккерманской конвенции. Таким образом, Адрианопольский мир сыграл довольно значительную роль на пути освобождения балканских народов от власти турецкого султана.
Для осуществления реорганизации системы управления в Молдавии и Валахии (Румынии) были оставлены русские войска под командованием генерал-адъютанта Киселева. Под наблюдением Киселева в Румынии была проведена реформа управления, аграрная реформа: крестьянам было дано право свободного перехода от одного помещика к другому, назначены были, по согласованию с Турцией, господари из числа сторонников России.
То обстоятельство, что благодаря войне России с Турцией в 1828-1829 гг. Румыния, Сербия и Греция получили автономию, усилило влияние России на Балканах. Стремясь к его ослаблению, Англия и Франция согласились на Лондонской конференции в феврале 1830 г. объявить Грецию независимым государством, при этом ее территория была урезана по сравнению с условиями Адрианопольского мира.
Читать дальше...

Комментариев нет:

Отправить комментарий